Когда родители приводят детей на прием к психологу с жалобами на плохое поведение, слабую успеваемость, страхи и другие проблемы, очень часто звучит фраза: «Сделайте с ним что-нибудь». Однако суть в том, что негативное поведение ребенка, а часто и его проблемы со здоровьем напрямую связаны с функционированием семейной системы.

В проблемах ребенка виновата семья?, изображение №1

Таким образом, если у ребенка психологические проблемы, то причины следует искать в семье. Отклонения в поведении детей часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

Виды психологических проблем

Агрессивность. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения. Приступы злости часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.

В проблемах ребенка виновата семья?, изображение №2

Ложь и воровство. За такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного, то есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.

Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь, нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.

Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Некоторые ученые относят гиперактивность к социальнопсихологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.

Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи – это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

В проблемах ребенка виновата семья?, изображение №3

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде (булимия).

Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверены в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь.

В проблемах ребенка виновата семья?, изображение №4

Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий – психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.

Побег из дома – это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

В проблемах ребенка виновата семья?, изображение №5

Вот несколько примеров метафорического смысла детских симптомов :

Анорексия (синдром, заключающийся в отсутствии чувства голода, либо в сознательном отказе от пищи): — Я отказываюсь жить — Хочу больше внимания (Смотри, какой я худенький) — Регресс (хочу быть маленьким)

Булимия (расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита): — Замещение недостатка любви — Я буду есть за двоих (в память о…) — Заедание агрессии, тревоги

Воровство денег у родителей: — Привлечение внимания — Сближение родителей — Повышение статуса у сверстников — Компенсация недостатка любви деньгами — Невозможность просить открыто («У нас не принято просить деньги»)

Кожные заболевания: — Не трогайте меня! (нарушаются мои границы) — Недостаток тепла и ласки

Неуспеваемость в школе — Неуспешные родители (Проявление лояльности: «Я ничем от вас не отличаюсь!») — Я не такой, как вы (протест) — Сближение родителей — Достижение статуса у сверстников

Побеги из дома — Я здесь не нужен — Поищите меня — Ищу чего-то (кого-то) Страхи — Хочу заботы, защищенности — Нуждаюсь в ком-то (чем-то) — «Мама, будь всегда рядом» (базовое недоверие к миру) — Сексуальная дисфункция у родителей

Как предотвратить появление психологических проблем

Необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса. Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова

Кто виноват в проблемах ребенка, читайте в статье, которую подготовили наши специалисты.