Осенняя листва зашуршала под ногами…вереницы птиц потянулись на юг…ручейки школьников побежали в школу.

Скоро в школу!, изображение №1

Поступление в школу — стресс даже для ребенка, который готов к обучению физически, интеллектуально и психологически.

Когда мы говорим о готовности к школе, в том числе психологической и эмоциональной, то здесь будет важным то, насколько, во-первых, ребенок, а во-вторых, родители готовы к тому, что ребенок идет в школу, то есть это такая взаимная готовность и родителя, и ребенка. Определить актуальный уровень готовности ребенка к школе вам поможет детский психолог. В процессе консультации и тестирования вы сможете принять взвешенное решение: стоит ли отдавать сына или дочь в школу в этом году, или лучше продлить дошкольное детство еще на один год.

Если ребенок говорит, что он не хочет учиться в школе, то это может быть для родителей маячком того, что по какой-то причине ребенок пока не готов. Кроме того, говоря так, часто ребенок высказывает сомнения родителей. Важно чтобы родители сами были твердо уверены, что они готовы отдавать ребенка в школу. При подготовке к школе было бы неплохо, чтобы ребенок мог сам выбрать ручки, тетради и другие школьные принадлежности. Тогда приобретение первых школьных вещей будет связано для него с переходом на новый этап, будет ассоциироваться с взрослением.

Скоро в школу!, изображение №2

Сформируйте у дочки или сына реалистичное представление о школьной жизни. Расскажите ребенку о том, что его ждет: будут разные интересные задания, необходимые для полноценной жизни знания, появятся новые друзья, а еще школьная форма и портфель (как у взрослых). Пусть будущий первоклассник узнает также, что ему предстоит делать уроки, придется раньше вставать, и времени для игр будет меньше.

Можно поиграть с ребенком в школу. Это будет снимать тревогу, отчасти. В процессе игры ребенок сможет побыть учеником и учителем и, таким образом, он сможет смоделировать то, что может с ним происходить. Хотя многие дети ходят на подготовительные занятия и заранее знают, что ждет их в школе.

Стоит объяснить ребенку, что оценка это то, как оценивают его знания, а не оценка его личности. Конечно, ребенок ориентируется на оценку, которую ставит ему педагог, и здесь важно то, как родители относятся к оценке. С точки зрения педагогики, более правильный подход состоит в оценке не неудач ребенка, а его достижений. И при выполнении домашнего задания ребенком, и в том, как он готовится к урокам, и в работе над ошибками лучше ориентироваться на то, что у него получается хорошо. Если родители постоянно указывают на ошибки и не хвалят ребенка, то это во многом снижает его самооценку. Хвалить ребенка, видеть его реальные достижения очень важно. И чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в похвале даже за то, что кажется нам, взрослым, незначительным или второстепенным.

Скоро в школу!, изображение №3

Стоит заранее потихоньку приучать ребенка к режиму. Например, вставать в определенное время. Этот режим есть первоначально в детском саду. Но пристального внимания вопросу преждевременного приучения к режиму все-таки не стоит уделять, так как лето – это время, когда ребенку важно отдохнуть, набраться сил. Поэтому, если уж приучать к режиму, то нужно, чтобы это было посильно и для родителей, и для ребенка, чтобы это не выматывало их и не забирало силы, которые понадобятся в новом учебном году. Хорошо, если у ребенка режим поддерживается и дома, но если по каким-то причинам летом это невозможно, например, ребенок находится в деревне у бабушки, то ничего страшного в этом нет.

Самодисциплина – это то, что ребенку в первом классе еще недоступно, потому что еще не сформирована в достаточной мере лобная доля, которая отвечает за самоконтроль, за контроль над эмоциями, за произвольное поведение. У 6-7-летних детей навыки самоконтроля еще не сформированы, поэтому поначалу им нужна ваша помощь при выполнении домашних заданий. В первом классе домашнее задание не является обязательным, его задают, но это своеобразная тренировка для того, чтобы ребенок приучился каждый день кроме классной работы выполнять еще какую-то работу дома.

Домашнее задание – во многом навык самостоятельной работы и, когда самостоятельная работа превращается в работу с родителями, самостоятельность не формируется. Поэтому хорошо, если родитель будет поддерживать ребенка, но не будет подменять собой, своим постоянным контролем самоконтроль ребенка. Самоконтроль формируется постепенно: сначала, когда родители помогают, поощряют, потом, когда родитель присутствует в комнате при выполнении домашнего задания и просто проверяет. Однако, если родители постоянно стоят над душой и говорят: «Делай, переделывай, переписывай, ты сделал неправильно, давай сначала».., – это не способствует формированию самостоятельности. Ребенок привыкает, что всегда будет кто-то, кто проконтролирует, сделает, если не за него, то вместе с ним.

Скоро в школу!, изображение №4

Прежде чем маленький ученик начнет писать или решать, спросите его, что он будет делать сначала, что потом? Когда задание будет сделано, обязательно задайте вопрос, правильно ли он решил или написал, нравится ли ему то, что получилось. Так вы научите малыша контролировать свои действия. Не забывайте похвалить его за самостоятельность, упорство и правильное решение. Если вы видите, что ваш ребенок сильно устает, что ему сложно сделать объем, задаваемый учителем, тогда можно и нужно разбивать выполнение домашнего задания на несколько этапов и не требовать от ребенка делать все от начала и до конца за один раз. Можно также попробовать поговорить с педагогом. Важно поддерживать сотрудничество с учителем, советоваться с ним.

Стоит помнить также, что игра для ребенка еще остается на этом этапе одной из ведущих видов деятельности. Познание как вид деятельности формируется к первому классу, но еще не сформировано окончательно, и игра пока занимает большое место в жизни ребенка. Также важно, чтобы у ребенка в этот период умственная деятельность чередовалось с игровой и с физическими нагрузками. Если в семье есть первоклассник, позаботьтесь о том, чтобы домашняя жизнь была стабильной: постарайтесь соблюдать режим дня, не затевайте ремонт в квартире, избегайте ссор.

Произвольное внимание 7-летнего ребенка еще не сформировано, его отвлекают посторонние звуки. Поэтому во время приготовления уроков в квартире должно быть тихо.

Скоро в школу!, изображение №5

Обращайте внимание, в каком настроении ваш маленький ученик возвращается из школы, спрашивайте о том, как он провел день, и слушайте, что он рассказывает, наблюдайте, во что играет. Первоклашки еще не утратили детскую непосредственность, поэтому игры могут рассказать вам об отношении ребенка к учительнице, одноклассникам и самой учебе гораздо больше, чем слова.

Родителям будущего первоклассника необходимо помнить о том, что в процессе взросления Ваш ребенок проходит через кризис семи лет. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

Скоро в школу!, изображение №6

10 НЕ для родителей:

1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.

2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.

3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.

4. НЕ критиковать его друзей.

5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.

6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.

7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.

8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.

9. НЕ унижать и не наказывать физически.

10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Скоро в школу!, изображение №7

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой, или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей. Поступление в школу — новый этап в жизни вчерашнего дошкольника и его семьи. Задача родителей — создать благоприятные условия для ребёнка к обучению. Переход из беззаботного дошкольного детства к регламентированной жизни ученика — процесс небыстрый и может занять несколько месяцев. Поэтому первые полгода не требуйте от вашего чада слишком многого, помните о том, что сохранить положительное отношение первоклассника к школе и учебе очень важно.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова

Как подготовить ребенка в школу, об этом читайте в статье наших специалистов.