Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.

Должен ли ребенок уметь писать и читать до школы?, изображение №1

Кроме владения базовыми навыками, дети должны быть готовы к обучению и психологически. Психологическая готовность определяется умением ребенка воспринимать и соблюдать определенную инструкцию. Ребёнок, который не привык учиться, а теперь должен, испытает стресс; тем более в окружении чужих людей и незнакомых стен.

Так что же должен уметь ребенок перед школой? Вот наш мини-тест для малыша:

⦁ Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире, знать что такое день и ночь, правила поведения – здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит, понимать, что такое живая и неживая природа, и так далее. В общем, понимать окружающий его мир.

⦁ Знать как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей. Называть адрес, где он живет.

⦁ Ориентироваться в пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.

⦁ Речь у дошколенка должна быть осмысленной, стройными предложениями и с законченной мыслью. Ребенок должен уметь пересказывать увиденное.

⦁ Ребенок должен уметь считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).

⦁ Дошкольник должен знать основные цвета и называть их, а также отличать времена года, месяцы и дни недели.

⦁ Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур, выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.

Необходимые навыки перед школой:

1. Важно подготовить руку ребенка к письму.

Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.

Чтобы научиться писать, ребенок должен «подружиться» с ручкой. Брать её лучше, предварительно размяв пальчики. Займитесь обведением по трафарету, правильно и удобно держа ручку. Не забывайте делать разминки для кистей рук, ведь письмо – весьма утомительное занятие для детей.

Принадлежности для письма – ручки и тетради– должны быть удобными, но не слишком яркими. Иначе ребенок будет отвлекаться от письма.

Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.

Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.

2. Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться.

Рекомендуется идти в школу, уже умея читать, потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.

Идеальный период для освоения навыка чтения — это старший дошкольный возраст. В это время ребенок получает удовольствие от чтения (если родители не превращают занятия чтением в бесконечный прессинг, сопровождаемый критикой), он читает вывески, простые слова, потом — короткие предложения, рассматривает с мамой книги, читает подписи к картинкам. Таким образом автоматизация навыка идет мягко, и ребенок за год-полтора может «расчитаться».

3. Важно дать дошкольнику базовые математические понятия.

Успех в математике зависит от умения ребёнка двигаться в трехмерном пространстве. Помогите ему свободно владеть такими понятиями, как «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «горизонтально-вертикально», «больше-меньше», «старше-моложе» и так далее. Малыш должен уметь объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счетом в пределах 10.

4. В математику с ребенком нужно много играть.

Рекомендуется методичка для детей 4-6 лет Евгении Кац «Математика вприпрыжку». Там даны варианты игр, которые развивают элементарные математические представления: состав числа, количественный ряд, пространство.

Подготовили: медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Аксенова Н.И., Смирнова Г.В.

должен ли ребенок уметь писать и читать до школы?