Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сложный и индивидуальный, зависящий от множества факторов психического развития ребёнка, наличия или отсутствия родовых травм или перенесённых заболеваний, контакт с мамой, состояние речевого аппарата, общения со сверстниками и многое другое.
Уже в момент рождения мозг ребёнка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка, но если с ребёнком будут разговаривать мало и редко, его потенциальные возможности так и останутся нереализованными.
Критический возраст овладения речью – первые три года жизни. К трём годам завершается, в основном, формирование речевых зон. За это время ребёнок проходит путь от примитивнейших звуков до членораздельной речи.
Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:
Первый год жизни.
1 месяц: Для детей свойственно крик, кряхтение.
1-3 месяца: Происходит формирование гуления, появляется «комплекс оживления» при общении со взрослым, «гукание». В речи преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
3-6 месяцев: Используется активное гуление, появляется первый слог ба, ма или па. Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнаёт знакомые голоса.
6-9 месяцев: Активный лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9-12 месяцев: Происходит переход лепета в слоги, появляются первые односложные слова «баба», «мама». Появляется способность понимать инструкции «дай», «на».
Второй год жизни.
1 год: Появляются однословные предложения.Ребёнок понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
1год 3 месяца: Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребёнок понимает простые инструкции без жеста.
1 год 6 месяцев: Увеличивается запас слов до 30 слов.
1.5- 2 года: Ребёнок показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!»).
2 года: Появляются вопросы: «Что это?», «Куда?», «Где?». Словарный запас как минимум 50 слов.
Третий год жизни.
Ребёнок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появляются трехсловные предложения. В речи появляются многословные предложения. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Запас слов — до 800. В речи малыш использует предложения из пяти-восьми слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда). Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, задает вопросы о значении слов.
Стоит отметить, что ни в кое случае нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами чужих детей. Развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Если взрослых что то настораживает в развитии ребенка, то необходимо сразу обратиться к специалисту поликлиники, который проведет диагностику, ответит на вопросы родителей, даст важные рекомендации.
Материал об особенностях развития речи детей в младшем возрасте предоставлен логопедом седьмой поликлиники Кизимовой Еленой Анатольевной.

Как происходит речевое развитие детей до трех лет?, изображение №1
Каким образом происходит #речевоеразвитиедетей до трёх лет? Об этом в новом выпуске рубрики логопеда нашей поликлиники Елены Анатольевны Кизимовой