Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Составляет ли он рассказы, сказки? Умеет ли последовательно рассказать о своей деятельности? Все эти речевые навыки будут необходимы ему в школе.Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок осень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово!Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный или воображаемый телефон. Собеседником ребёнка выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например: «Знакомство». Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать 2-3 предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, лесу…), придумывать сказки на заданную тему.Для описания нужно подбирать известные ребёнку предметы, игрушки, картинки. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?» и т.д. Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять 2, а потом и 3 предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. Рекомендуется помогать ребёнку вопросами. Ребёнок старшего

Материал об особенностях развития речи предоставлен логопедом седьмой поликлиники Еленой Анатольевной Кизимовой.

Диалог или монолог?