Дети слышат странные разговоры взрослых о коронавирусе, начинают задавать вопросы: «Почему мы не выходим гулять?», «Почему нельзя ходить в детсад/школу?», «Почему мы так часто моем руки?» и др.

     Родителям приходится становиться не только учителями для собственных детей, оставшихся дома на дистанционном обучении, но и экспертами по вирусологии и эпидемиологии.

     Разговаривая с детьми о коронавирусе, скрывать правду не надо, но и сеять панику тоже недопустимо. Дети хорошо чувствуют настроение взрослых. Если родители говорят, что всё в порядке, но при этом находятся в тревоге, то у ребенка рождается ещё большая тревога. Самое главное — не отмахиваться, не замалчивать, а предоставлять достоверную, конкретную и соответствующую возрасту информацию.

     Родители должны объяснить ребенку, что есть такой вирус, и чтобы защититься от него, надо правильно и часто мыть руки. Для того чтобы у ребенка был дополнительный стимул зайти в ванную, — подберите собственный стишок или песню на эти 20 секунд мытья, пойте вслух, меняйте тексты.

     Дети имеют право на правдивую информацию о том, что происходит в мире, но в то же время взрослые обязаны защищать детей от страданий. Надо объяснить, что те, кто сейчас остаются дома, не просто защищают себя, но и всех вокруг.

     Выбирайте спокойный тон, не отмахивайтесь от детских вопросов, отвечайте четко, но не перегружайте информацией.

     Ограничьте поток негативной информации из новостей, но будьте с детьми максимально искренними. Не бойтесь показать детям, что вы тоже волнуетесь. Это лучше, чем притворяться, что всё хорошо, на самом деле паникуя.

    Придумайте вместе с детьми правила поведения и защиты друг друга от вируса. Рассказывая о вирусе, подключайте воображение (дети мыслят образами). Показывайте детям картинки вируса с его короной, нарисуйте шипы на его оболочке, отвечающей за проникновение в клетки человека.

     Придумайте сказку и расскажите, как именно вирус оказывает свое вредоносное действие на людей; в то же время очень важно донести до ребенка мысль, что у людей есть способы защиты от вируса, например, оставаться дома, мыть руки и т.д. Конец сказки должен быть позитивным: микробики исчезнут, и всё будет, как раньше.

     Наглядно объясните ребенку малопонятные процессы с помощью подручных средств (можно повтыкать в яблоко зубочистки и таким образом сделать модель коронавируса). Проигрывайте различные ситуации с помощью кукол, кинетического песка; песок можно заменить манкой на подносе или в большом тазу.

     Обсудите с ребенком способы распространения вируса в школе и обществе, объясните, что  люди носят маски, чтобы избежать заражения.

     Разговаривайте о планах на будущее, например, о том, как проведете лето. Сочините рассказ про лучший летний день.

     Вне зависимости от возраста ребенка дома необходимо создавать атмосферу, в которой дети могут открыто говорить о любых переживаниях. Паника никому не помогает.

     Не впадайте в уныние. Учитесь, развивайтесь и показывайте правильный пример своим детям. Мы, взрослые, должны управлять своими страхами и чувствами, чтобы помочь нашим детям.

Подготовили медицинские психологи

отделения медико-социальной помощи

Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова

Как разговаривать с детьми о коронавирусе? Читайте в статье наших специалистов.