12 основных показателей

готовности ребенка к школе

Все дети на пороге школы имеют свой «запас зрелости» и приходят к первому классу с разным багажом знаний: кто-то только знакомится с буквами, а кто-то уже свободно читает сложные тексты.

Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

Можно выделить 12 основных показателей готовности ребенка к школьному обучению:

Как узнать, готов ли ребенок к школе?, изображение №1

1. Произвольная деятельность — главное новообразование младшего школьного возраста. Ребёнок способен к произвольной деятельности, если он может в течение 20-30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия, может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли.

2. Развитая речь. Хороший словарный запас. Ребенок чисто произносит все буквы родного языка, умеет слышать в слове те буквы, из которых оно состоит. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик — фрукты, или транспорт — это поезд, автобус, машина. От частного — к общему и от общего к частному.

Если вы видите, что у ребенка есть проблемы с речью, то самое правильное решение — задолго до школы поработать с логопедом, а также создать для ребенка среду, стимулирующую разнообразную речевую активность.

3. Хорошо развита памятьтак как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации. Ещё до школы учите вместе с ребенком стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти.

4. Развита мелкая моторика. Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Понаблюдайте, правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики, как справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем — отлично! Подготовленность руки к письму. Чтобы проверить это умение, достаточно попросить дошкольника нарисовать круг диаметром 3,5 см. Если моторика развита слабо, то малыш рисует вместо круга окружность меньшего размера или овал, или рисует круг, но постоянно отрывает руку и передвигает ее, в результате круг получается как бы из нескольких частей.

Пусть ребенок рисует. лепит, плетет украшения из бисера — ручная работа хорошо развивает мелкую моторику и подготавливает мышцы кисти руки к письму.

Как узнать, готов ли ребенок к школе?, изображение №2

5. Зрелая саморегуляция, развитая способность выполнять задания по инструкции взрослого. Ребенок должен уметь концентрировать свое внимание на чем-либо, даже если задача в данный момент ему не интересна (речь идет о 15-20 минутах концентрации). Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Это очень легко определить при помощи методики «Раскрась картинку по образцу». С ее помощью проверяется, насколько будущий первоклассник понимает инструкцию взрослого и хочет ее выполнять. Чем ближе к образцу, тем лучше.

6. Развиты основные математические навыки: умение осознанно считать до 10 и обратно; представление о форме предметов (круг, квадрат, треугольник и т. д.); решение простейших задач (было 6 яблок, 1 съели, сколько осталось); умение объединять предметы на основе выделения существенных признаков.

7. Развиты базовые пространственные и временные представления: ребенок должен ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, понимать, где верх, низ, право, лево; что такое вчера, сегодня, завтра; знать дни недели.

8. Адекватная самооценка. Будущий школьник умеет анализировать свою деятельность и видеть в ней недостатки, уверен в себе, уравновешен, активен. Стремится завершить начатое, может попросить о помощи, сам готов оказать помощь, выбирает те задачи, с которыми сможет справиться. Нужно поддерживать малыша, хвалить его даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить ребенка к тому, что в школе могут быть и неудачи, однако это не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. Главная задача родителей — помочь ребёнку поверить в себя и свой успех.

9. Готовность к сепарации с родителем, умение общаться со сверстниками, устанавливать контакт и хорошо адаптироваться среди детей. Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше — на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников. От того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.

Как узнать, готов ли ребенок к школе?, изображение №3

10. Желание ребенка идти в первый класс для того, чтобы узнавать что-то новое и интересное. Родителей должно насторожить, если ребенок стремится в учебное заведение для того, чтобы играть с ребятками или потому, что папа и мама заставляют его туда идти.

11. Ребёнок знает, что его ждёт. Малыш должен хорошо представлять, что его ждет в школе: чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы.

12. Малыш положительно настроен к школе, что можно увидеть при играх со сверстниками в школу: ребенок с удовольствием играет, и основной акцент делается именно на занятия в школе, на изучение уроков и получение оценок. Если ребенок не испытывает восторга от мысли о первом классе, нужно настраивать его, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

Как узнать, готов ли ребенок к школе?, изображение №4

Если у будущего первоклассника развиты эти показатели, то это хорошее подспорье для того, чтобы успешно адаптироваться к обучению в первом классе. Чем меньшее количество признаков развито, тем сложнее малышу приспособиться к школьным нагрузкам и тем выше вероятность низкой успеваемости и тяжелой адаптации. Большинство из этих показателей можно развивать, занимаясь с ребенком самостоятельно или пользуясь услугами центров развития.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.СмирноваПоделиться Сохранить в закладках36 просмотров2 упоминанияПоликлиника №7 Череповец18 июн в 22:52Статистика  Редактировать100% открыли91% просмотрели 1/383% просмотрели 2/379% — всёСтатистика этой статьиСредняя статистика статей сообщества

Как узнать, готов ли к школе ребенок, читайте в статье, которую подготовили специалисты нашей поликлиники.