1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас.

Как справляться с гневом без применения силы: Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу — ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ?

3. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

4. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

5. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать » Я горжусь тобой!»

6. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются.

Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

7. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ.

Физические признаки:

Форма гематомы, шрама, ссадины: чётко очерченный след на коже, чаще всего проявляется контур предмета, которым били ребёнка (пряжка, ремень, ладонь). Если это ожог, то он тоже имеет чётко очерченные края, и сильнее, чем если бы ребёнок случайно коснулся горячего предмета.

Количество: повреждений несколько, на разных стадиях заживления. Повреждения могут находиться одновременно на разных местах, что было бы невозможно при случайном падении (например, спина и грудная клетка одновременно).

Если была травма головы: у ребёнка наблюдаются головные боли, головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания, могут быть гематомы на голове и кровоизлияния в сетчатку глаза.

Переломы и вывихи: при физическом насилии характерны переломы ребёр, лопатки, грудины, остистого отростка позвонка. При случайной травме дети чаще всего ломают ключицы, трубчатые кости, пальцы.

Поведенческие признаки:

Ношение не подходящей к погодным условиям закрытой одежды, чтобы скрыть следы травм.

Нежелание раздеваться в присутствии других (например, перед уроком физкультуры)

Путанные объяснения о происхождении травмы.

Страх при приближении родителя.

Нежелание возвращаться домой.

Если говорить о нарушениях поведения, то это:

Употребление ПАВ.

Уходы из дома и пропуски школы.

Суицидальные попытки или склонность к самоповреждению.

Насилие и жестокость по отношению к людям и животным. (Да, насилие порождает насилие…)

Признаки, что взрослые совершают или косвенно участвуют в насилии над ребёнком:

Нежелание родителя обеспечить помощь и поддержку ребёнку, либо необъяснимая отсрочка в предоставлении помощи.

Неправдоподобные объяснения обстоятельств получения травм, не соответствующие характеру травм и возрасту ребёнка.

Обвинение ребёнка в нанесении травмы или в ненадлежащем поведении, что повлекло насилие («сам довёл»).

Отрицание родителем, что ему известно о травме, хотя эти травмы хорошо видны. (Ещё могу добавить — удивительная забывчивость родителя о том, что в детстве он лупил и унижал ребёнка как хотел. «Ты всё выдумываешь, не было такого!»)

Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);

повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

боязнь физического контакта со взрослыми;

стремление скрыть причину травмы;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

раздражительное поведение;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

суицидальные попытки.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

повреждение областей половых органов;

заболевания, передающиеся половым путем;

беременность.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:

ночные кошмары, страхи;

не свойственные характеру сексуальные игры, не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка;

отчужденность;

проституция, беспорядочные половые связи;

эротизированное поведение

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

задержка физического и умственного развития ребенка;

нервный тик, энурез;

проблемы с едой;

постоянно печальный вид;

различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

длительно сохраняющееся подавленное состояние;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

излишняя уступчивость или осторожность;

плохая успеваемость.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

частая вялотекущая заболеваемость;

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность и импульсивность;

антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

Отнеситесь к ребенку серьезно.

Попытайтесь оставаться спокойными.

Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

Успокойте и поддержите ребенка словами.

«Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».

«Я тебе верю».

«Ты в этом не виноват».

«Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

«Мне жаль, что с тобой это случилось».

«Мне надо поговорить о том, что случилось с …(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.

Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Если ребенок говорит об этом в классе.

Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.

Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.

Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.

Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.

Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.

Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.

Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.

Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.

Стратегии предупреждения насилия над детьми