В последнее время участились случаи самоубийства несовершеннолетних.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство детей и взрослых, которые собираются это сделать, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безысходной ситуации и думают о смерти. Важно в этот момент не остаться глухими и слепыми. Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм.

За каждым случаем самоубийства несовершеннолетнего стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Это может быть вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Иногда подростки протестуют таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых, идут на самоубийство, чтобы обратить внимание родителей и педагогов на свои проблемы. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие в жизни подростков помогли бы избежать трагедии.

Признаки, свидетельствующие об опасности

1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой – это нормально для каждого человека. В подростковом возрасте это желание является естественным. Они выстраивают свой мир, свое пространство и не допускают в него никого, даже близких родственников. Если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, это может говорить о самоизоляции, бегстве от какой-то «невыносимой» ситуации.

2. Капризность, привередливость. Опять же, это состояние у подростков может быть вызвано погодой, информационной перегрузкой, влюбленностью, неурядицами школьными или семейными. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок. Подростки становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемены в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой, открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка. Подростки более подвержены этому расстройству, так как у них слабее развиты механизмы эмоциональной регуляции из-за отсутствия опыта переживания сложных состояний.

Подростковую депрессию легко спутать с поведением, в целом характерным для переходного возраста. У подростков психологический фон часто нестабильный, им бывает грустно и без депрессии. Родители чаще всего начинают замечать, что с ребенком что-то не так, когда у него появляются устойчивые сложности, связанные со школой: он либо отказывается туда ходить, либо у него существенно падает успеваемость без каких-то внешних причин, либо появляется апатия, и он вообще ничего не хочет. Кроме того, в учебе ему все дается сложнее, чем раньше. Часто родители путают это с усталостью, недостатком силы воли, ленью. Но это не имеет никакого отношения ни к лени, ни к избалованности. Депрессия – опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного и не происходит, но это состояние может быть смертельно опасным. При депрессии возрастает риск самоубийства.

4. Агрессивность. Часто в агрессивной форме выражается призыв обратить на себя внимание.

5. Раздача подарков окружающим. У детей происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей или через их игнорирование (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу, не слушает любимые диски, не смотрит любимые передачи). Это прямой предвестник грядущего несчастья.

6. Перемены в поведении. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ребенок неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, — такая внезапная, неожиданная перемена в поведении иногда говорит о стремлении ребенка скрыть под маской веселья и беззаботности свои переживания, вызванные глубокой психологической травмой. Или, наоборот, активный ребенок становится пассивным, безразличным к общению, вялым – это может объясняться снижением его уровня энергии, потерей интереса ко всему, в том числе и к самой жизни.

7. Нарушения аппетита. Отсутствие желания принимать пищу или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерии опасности.

8. Нарушения сна. Внутренние противоречия, разрывающие ребенка, безысходность могут стать причиной как бессонницы, так и постоянного желания спать, чтобы спрятаться от своих проблем.

9. Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: сбор информации об отравляющих веществах и лекарствах или других способах самоубийства через анализ специфической литературы, разговоры о суициде как легкой смерти, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Самоубийство ребенка для нормальных родителей является трагедией, поэтому часто они запрещают себе даже думать об этом, не то что говорить. Но вовремя начатый разговор может спасти жизнь несовершеннолетнего. Спокойный разговор с ребенком о суицидальных мыслях – это важный шаг по предотвращению попытки самоубийства, путь для получения своевременной помощи, а не закладывание страшных идей в его голову.

Варианты вопросов, которые можно задать ребенку:

— Было ли тебе когда-нибудь так плохо, что ты думал о причинении себе вреда?

— Ты когда-нибудь думал: «Лучше бы меня не было на свете?»

— Ты когда-нибудь хотел лечь спать и больше не просыпаться?

— Иногда, когда дети очень расстроены, они думают о смерти. С тобой такое было?

Еще важнее провести с ребенком беседу, утверждающую ценность жизни. Показать, что на свете нет ничего дороже его неповторимости и уникальности. Рассказать о том, что его жизнь – это дар, от которого человек не имеет права оказаться. Беседу необходимо проводить на доступном для ребенка языке. Если ответы вашего ребенка дают вам повод для беспокойства, или есть ощущение, что что-то не в порядке, обратитесь за помощью. Лучше перестраховаться и ошибиться в своих предположениях.

Как правильно говорить с ребенком

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить

«Ненавижу всех…» «Я чувствую – что-то с тобой происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто несешь чушь!»

«Всё безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Такое иногда бывает со всеми, со мной тоже. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!» «Я не представляю, как это можно – без тебя! Ты много значишь для меня, для всех нас. И меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом?» «Не говори глупостей. Поговорим о другом»

«Вы не понимаете меня!» «Если ты расскажешь мне, что ты чувствуешь, мне будет проще тебя понять. Я очень этого хочу!» «Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок» «Я вижу, что ты чувствуешь свою вину и переживаешь. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается» «Ну-ка, вспомни, какой классный подарок ты смастерил для сестренки (нарисовал, написал хорошее сочинение и т.п.). Это просто сейчас ты ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

Уважаемые родители!

Если вы чувствуете неблагополучие в поведении или эмоциональных проявлениях ребенка и не знаете, как ему помочь, не стесняйтесь обращаться к специалистам. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность, чтобы сохранить жизнь и здоровье вашего ребенка!

Специалисты программы «Дорога к дому» помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации. Вы можете обратиться к руководителю проекта «Выбери жизнь» Кульневой Ольге Анатольевне: т. +7 921 138 89 02, e-mail: misha932005@mail.ru, дорога-к-дому.рф; К.Белова, 44, каб. 2/18.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи

Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова

Уберечь от последнего шага. Подростковый суицид