Памятка родителям,

как справиться со стрессом во время карантинных мер

     Вынужденная самоизоляция – довольно серьезное ограничение для каждого из нас. Взрослый человек в длительной изоляции подвержен тревоге, страхам и агрессии. В этой ситуации сложно представить, каково приходится детям.

     Школьников отправили на дистанционное обучение, а родителей перевели работать на  удаленке…  Этот карантинный образ жизни, когда все поставлено с ног на голову, может стать источником серьезного стресса. Чтобы справиться с нервами, а также поддержать детей, познакомьтесь с некоторыми рекомендациями.

    Рекомендации для проживающих в самоизоляции с детьми

     В условиях карантина/самоизоляции все члены семьи оказываются запертыми друг с другом на несколько недель – напряженность  между родственниками нарастает. Дети более восприимчивы к любым изменениям и напряжению в семье, поэтому  родители не должны удивляться, что уровень активности и агрессии у детей превышает обычную норму.

     1. Объясните происходящее

     Здесь важно учитывать, насколько ребенок способен понять то, о чем вы ему расскажете. Старшим детям стоит  говорить об опасности и объяснять, как себя вести, младших тоже нужно знакомить с тем, что в мире существуют опасности, только не пугать, а преподносить это в игровой форме.

     Чтобы снизить градус тревоги, стоит напомнить ребенку – дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме. А чтобы снизить вероятность заражения, важно соблюдать правила гигиены.

     Помните, игнорировать происходящее бессмысленно и даже опасно, потому что ребенок так или иначе получит информацию.  И если он не получит разъяснения из авторитетных источников (а самый авторитетный источник — это, конечно, родители),  то он будет понимать все происходящее, как сможет.  Детям важно видеть,  как на ситуацию реагируют родители.     

   Объясните ребёнку, как важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не встречаться с друзьями.  Это скучно, но очень важно – в том  же Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились  и новых случаев заражения почти нет.

     2. Контролируйте поступающую информацию

     Контролируйте объем и качество поступающей к вам информации: ее переизбыток способствует эскалации тревоги и ухудшению  общего состояния. Ребенок видит, насколько этим обеспокоены взрослые: об этом говорят дома, по телевизору. Часть детей  тревожного склада может чрезмерно близко воспринять происходящее, и целесообразно ограничить поток информации. Объяснение  понятным для ребенка языком, без придания чрезмерно негативной окраски, а также четкие инструкции и контроль их  выполнения — все это облегчит понимание и придаст спокойствие и ребенку, и родителю.

     Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, проветривать комнату, соблюдать режим дня и питания и т. д.), то все будут здоровы!». Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это  может привести к навязчивости.  Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты был простужен? Потом ты выздоровел. Все будет хорошо и на этот  раз».

     Если подросток чрезмерно увлекся чтением новостных лент про коронавирусный «апокалипсис», это может только подогреть  его беспокойство и тревогу. Запреты тут не помогут, объясните, что есть смысл «просвещаться» только на проверенных ресурсах, и уделять этому не больше 10 минут утром и вечером.

     Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята обмениваются смешными мемами про коронавирус  и карантин. Кто-то выкладывает свои видео про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Это позволяет посмотреть на коронавирусную ситуацию под другим углом.

     3. Дайте возможность ребенку получать новые впечатления

     Ребенок гораздо больше взрослых страдает от «жажды впечатлений»: вне изоляции он получал их в школе, в детском саду, во дворе, общаясь со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром. В условиях, когда он не может покинуть дом, впечатления становятся однобокими, при этом преимущественно негативными. В основном это какие-то новости о вирусе из интернета, телевидения или разговора родителей.

     В вынужденной самоизоляции у детей пропадает возможность удовлетворять некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой.

     Если ребенок не выходит за пределы квартиры, комнаты, если его постоянно одергивают родители «Не бегай!», «Успокойся!», если его движения ограничены, а родители не могут занять его (в силу занятости дистанционной работой  или простого неумения), то ребенок страдает. Это может вылиться в депрессию или проявиться в повышенной возбудимости и даже агрессивности.

     Дефицит впечатлений действительно сильно сказывается на психологическом благополучии детей.  Посмотрите вместе интересный фильм, откройте семейный фотоальбом и рассмотрите каждую фотографию, познакомьте ребенка с музыкальной группой, которую вы слушали в молодости или просто послушайте новую музыку, приготовьте что-то вкусное, что никогда не готовили или делаете очень редко. Не забывайте про физические упражнения.  Любые новые впечатления будут полезны для всех в режиме вынужденной изоляции.

     4. Помогите детям найти позитивные способы выражения своих чувств, таких как страх и грусть

     У каждого ребенка есть способ выражения эмоций. Участвуя в творческой деятельности, такой как игра или совместное  рисование, ребенок может по-новому раскрыться и выразить свои эмоции в социально приемлемом русле.

     5. Постарайтесь придерживаться режима

     Вместо того, чтобы рассматривать данную ситуацию как возможность для отдыха, необходимо придерживаться обычных режимных моментов: вставать в привычное время, выполнять гигиенические процедуры, переодеваться (не ходить в пижаме) и следовать расписанию обычного дня настолько, насколько это возможно, включая приемы пищи в привычное время.

    Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему ритму. Устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены».

     6. Дайте ребенку возможность общаться

     И речь идет не только об общении с родителями. Для ребенка важно общаться со своими сверстниками. Организуйте для него видеоконференцию по скайпу с другом со двора или подругой из детского сада, или одноклассниками. Не забывайте и сами общаться с ним.

     7. Уделите больше времени ласке

     Если ребенок маленький, ему особенно важно чувствовать близость родителей, ведь это позволит ему ощущать себя под защитой и в безопасности. Детям более взрослого возраста также необходимо родительское тепло: найдите время лишний раз обнять своего ребенка. Кстати, тактильный контакт поможет и родителям если не избавиться,  то хотя бы снизить весь переживаемый стресс.

 Рекомендации родителям, чьи дети находятся 

          на дистанционном обучении

     Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от их родителей, поэтому гоните от себя упаднические настроения.

     1. Демонстрируйте бодрость духа.

     2. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы.

     3. Не заводитесь по пустякам, если что-то сразу не получается. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс.

     4. Важно не терять контакт с близкими, но при этом снизить общий информационный поток из интернета и соцсетей. Для получения новостей стоит ограничиться одним источником и посещать его не чаще одного-двух раз в день, и не позже, чем за два часа до сна.

     5. Не надо все время развлекать и занимать ребёнка. Предусмотрите для него как периоды самостоятельной активности, так и совместные со взрослыми дела. Пребывание дома – это возможность освоить новые навыки и переделать кучу увлекательных  дел!

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника № 7» им. П.Я.Дмитриева

 Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова.

Как справиться с депрессией во время карантина?