Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, удивительного, интересного. Поэтому ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
У навыка чтения есть четыре качества: правильность (плавное чтение без искажения), беглость (скорость чтения), сознательность (понимание прочитанного) и выразительность (для чтения вслух). Особое внимание следует уделить развитию первых трех качеств.
Как сделать так, чтобы ребенок читал?
- Чтение требует усилий, и пока у ребенка не сформировано произвольное внимание и запоминание, ему трудно читать самостоятельно. Не торопитесь. Всему свое время.
2. Ребенку необходим опыт совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить его любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше — когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам. Для обсуждения целей чтения и книг, которые вы хотите предложить или показать, стоит выбрать момент, когда ребенок не возбужден, не расстроен, не хочет есть или спать, а, наоборот, расположен к душевной беседе.
3. Выбирайте книги, которые по силам вашему ребенку, которые он сможет прочитать и понять. Даже интересная книга может не понравиться, если она покажется ребенку слишком объемной, а шрифт — слишком мелким.
4. Будьте примером для ребенка, читайте сами. Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке. В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?». Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь — погугли.
5. Наличие домашней библиотеки, которая постоянно обновляется, – важный элемент мотивации. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Это необязательно должны быть только детские книги. Некоторые дети начинают любить чтение, взяв наугад с полки приключенческий роман или даже книгу про любовь. Главное, чтобы всегда было, из чего выбрать. Пусть книг в доме становится все больше, и ребенок видит, что все вокруг любят читать. К сожалению, сейчас книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн.Часто выясняется, что дома много детских книг, но они лежат мертвым грузом – никто из родителей не читает их с детьми.
6. Создавайте общие интересы. Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Совместное чтение с ребенком – лучшее семейное занятие. Дети любят проводить время с родителями. Чаще всего это бывает просмотр телевизора или прогулка. Но почему бы не сделать чтение вслух доброй семейной традицией? Можно читать по ролям, разными голосами, по очереди по абзацу. А также вместе придумывать продолжение и представлять, что было бы, если бы ребенок сам попал в эту книгу. Читайте детям вслух, даже если они уже школьники.
7. Учите ребенка сочинять, пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, тем самым вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам. Если внести игровые элементы в чтение, то оно станет любимым занятием. Дома простор для фантазии огромен: можно рисовать персонажей, лепить их из глины и пластилина, устроить домашний театр. Тогда у ребенка навсегда закрепятся позитивные ассоциации с чтением.
8. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры, начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
9. Ребенок не любит то, с помощью чего его наказывают. Не превращайте чтение в орудие наказания! Никаких «не прочитаешь две страницы — гулять не пойдешь». Это самый верный способ убить желание на корню. Не стоит предлагать ребенку книгу со словами: «Держи, вот тебе энциклопедия! Хоть что-нибудь полезное узнаешь, а то растешь оболтусом!», не стоит озвучивать ребенку цель его чтения таким образом: «На тебе книгу, тут про такого же хулигана, как ты. Может, как и он, перевоспитаешься в конце концов». «Закончить книгу побыстрее» — тоже не самая благовидная цель чтения, поэтому, пожалуйста, избегайте фраз вроде: «Я знаю, что ты ненавидишь классику, но прочти пять страниц — и можешь дальше смотреть своих „Смешариков“». Любви к чтению в этом случае можно не дождаться никогда…
Дети с рождения обладают внутренней мотивацией и любознательностью. Наша задача — не загубить их! Каждый ребенок по своей природе любознателен, ему интересно все вокруг. И если мы, родители, по дороге из сада или школы будем расспрашивать ребенка не о том, что он ел, а зачем, по его мнению, люди читают, мы удивимся, насколько глубже и интереснее станут наши отношения.
Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова