Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, удивительного, интересного. Поэтому ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Что делать, если ребенок не любит читать?, изображение №1

У навыка чтения есть четыре качества: правильность (плавное чтение без искажения), беглость (скорость чтения), сознательность (понимание прочитанного) и выразительность (для чтения вслух). Особое внимание следует уделить развитию первых трех качеств.

Как сделать так, чтобы ребенок читал?

  1. Чтение требует усилий, и пока у ребенка не сформировано произвольное внимание и запоминание, ему трудно читать самостоятельно. Не торопитесь. Всему свое время.

2. Ребенку необходим опыт совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить его любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше — когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам. Для обсуждения целей чтения и книг, которые вы хотите предложить или показать, стоит выбрать момент, когда ребенок не возбужден, не расстроен, не хочет есть или спать, а, наоборот, расположен к душевной беседе.

3. Выбирайте книги, которые по силам вашему ребенку, которые он сможет прочитать и понять. Даже интересная книга может не понравиться, если она покажется ребенку слишком объемной, а шрифт — слишком мелким.

Что делать, если ребенок не любит читать?, изображение №2

4. Будьте примером для ребенка, читайте сами. Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке. В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?». Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь — погугли.

5. Наличие домашней библиотеки, которая постоянно обновляется, – важный элемент мотивации. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Это необязательно должны быть только детские книги. Некоторые дети начинают любить чтение, взяв наугад с полки приключенческий роман или даже книгу про любовь. Главное, чтобы всегда было, из чего выбрать. Пусть книг в доме становится все больше, и ребенок видит, что все вокруг любят читать. К сожалению, сейчас книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн.Часто выясняется, что дома много детских книг, но они лежат мертвым грузом – никто из родителей не читает их с детьми.

6. Создавайте общие интересы. Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Совместное чтение с ребенком – лучшее семейное занятие. Дети любят проводить время с родителями. Чаще всего это бывает просмотр телевизора или прогулка. Но почему бы не сделать чтение вслух доброй семейной традицией? Можно читать по ролям, разными голосами, по очереди по абзацу. А также вместе придумывать продолжение и представлять, что было бы, если бы ребенок сам попал в эту книгу. Читайте детям вслух, даже если они уже школьники.

7. Учите ребенка сочинять, пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, тем самым вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам. Если внести игровые элементы в чтение, то оно станет любимым занятием. Дома простор для фантазии огромен: можно рисовать персонажей, лепить их из глины и пластилина, устроить домашний театр. Тогда у ребенка навсегда закрепятся позитивные ассоциации с чтением.

8. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры, начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

Что делать, если ребенок не любит читать?, изображение №3

9. Ребенок не любит то, с помощью чего его наказывают. Не превращайте чтение в орудие наказания! Никаких «не прочитаешь две страницы — гулять не пойдешь». Это самый верный способ убить желание на корню. Не стоит предлагать ребенку книгу со словами: «Держи, вот тебе энциклопедия! Хоть что-нибудь полезное узнаешь, а то растешь оболтусом!», не стоит озвучивать ребенку цель его чтения таким образом: «На тебе книгу, тут про такого же хулигана, как ты. Может, как и он, перевоспитаешься в конце концов». «Закончить книгу побыстрее» — тоже не самая благовидная цель чтения, поэтому, пожалуйста, избегайте фраз вроде: «Я знаю, что ты ненавидишь классику, но прочти пять страниц — и можешь дальше смотреть своих „Смешариков“». Любви к чтению в этом случае можно не дождаться никогда…

Дети с рождения обладают внутренней мотивацией и любознательностью. Наша задача — не загубить их! Каждый ребенок по своей природе любознателен, ему интересно все вокруг. И если мы, родители, по дороге из сада или школы будем расспрашивать ребенка не о том, что он ел, а зачем, по его мнению, люди читают, мы удивимся, насколько глубже и интереснее станут наши отношения.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.Смирнова

Почему современные дети не любят читать? Можно ли с этим бороться? Об этом читайте в статье, которую подготовили специалисты нашей поликлиники.