Любить нельзя наказывать

Любить нельзя наказывать, изображение №1

Тема физического наказания давно вызывает споры. Можно ли и нужно ли наказывать ребенка? Как сделать наказание по-настоящему полезным и как, наказывая ребенка, не разрушить самого дорогого — его доверия к взрослому и к самому себе?“

«Меня отец бил за провинности, и ничего — я вырос нормальным человеком”, — аргумент тех, для которых физическое наказание было нормой. В конце концов, это же не побои, уверены родители, а так, воспитательный шлепок…

Позиция в этом вопросе чёткая: насилие порождает насилие, физических наказаний быть не должно. Насилие всегда даст последующую реакцию, даже если это, как кажется родителям, лишь обычный шлепок или подзатыльник.

Прежде чем читать дальше, сделайте следующее:

· Выпишите в столбик все поощрения, которые вы используете при воспитании ребёнка.

· Теперь запишите в другой столбик все наказания, которые используются вами, когда ребенок не слушается.

· Сравните два списка. Какой получился длиннее? Что было тяжелее писать?

· Теперь напротив каждого пункта напишите четкое определение, за что именно вы используете данное поощрение и наказание.

Это задание, как правило, показывает нам, что мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное, и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.

Любить нельзя наказывать, изображение №2

Как наказывать нельзя

1. Бить

Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

2. Унижать

Рукоприкладства в семье может и не быть, но зато в норме унижения, которым подвергается ребёнок за малейшую провинность. Нельзя насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

3. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени.

Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.

4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки

Оскорбления и насмешки, по мнению некоторых родителей, лишь закаляют характер. Однако в результате ребёнок становится затравленным либо, наоборот, агрессивным. Презрение, постоянная критика и приказной тон, издёвки — это всё проявления психологического насилия. «Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. – осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

5. Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

6. Наказывать за то, что ребёнок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость)

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.

7. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю».

Для ребёнка это самое страшное наказание. Боль можно причинять по-разному, безразличие родителей в воспитательных целях запоминается на всю жизнь. Демонстративное молчание и холодность мамы маленькому ребёнку внушают чувство тревоги и страх, а подростку — ощущение, что он “пустое место”. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит, и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.

Любить нельзя наказывать, изображение №3

8. Ущемлять в базовых потребностях

Никогда и ни за что нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития.

Семь «золотых» правил наказания

Итак, каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания.

1. Наказание не должно причинять вреда — физического или психологического.

2. Нельзя наказывать «для профилактики»! Наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

3. Наказание должно быть одно. Даже если ребенок натворил сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все. Применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо!

4. Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде. Нельзя в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. (Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то-то и то-то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в воскресенье утром: «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, зоопарк отменяется!» — нельзя.)

5. Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил — наказали — и точка. Нельзя вновь и вновь возвращаться к уже исчерпанному вопросу.

6. Наказание должно быть неприятным для ребенка, но ни в коем случае не унизительным! Ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не пустая демонстрация родительской власти и родительского превосходства. Справедливость — едва ли не главная характеристика «правильного» наказания.

7. Наказание не должно быть шантажом. Нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением. Если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Любить нельзя наказывать, изображение №4

Как повлиять на детское поведение без наказаний

1. Внимание к мелочам

Обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка. Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание.

Похвала, одобрение, да и просто родительская радость – это уже колоссальный стимул. Наоборот, если ребенком вечно недовольны, желание слушаться родителей исчезает: что бы я ни сделал, все будет не так – зачем же тогда стараться?

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами в детском саду. Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать».

2. Награждать за примерное поведение

Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

3. Подчёркивать достоинства и сильные стороны ребёнка

Это позволит ребенку опираться на них. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

4. Хвалить авансом

Хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть, — у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

Любить нельзя наказывать, изображение №5
Любить нельзя наказывать, изображение №6

17 советов для родителей

  1. Наказания должны быть всегда обоснованными.

2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.

3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.

4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением – гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.

5. Чаще показывайте свою любовь.

6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.

7. Избегайте жестокости.

8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.

9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)

10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний – путь к неврозу.

11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.

12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. Старайтесь не угрожать вообще.

13. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.

14. Правила для всех – и для взрослых, и для детей!

15. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.

16. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.

17. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.

Любить нельзя наказывать, изображение №7

Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.

Помните: физическое наказание не только негуманно, неэтично, но и бессмысленно. Краткосрочный эффект вы получите сразу, но очень скоро столкнётесь с отчуждением вашего ребёнка.

Вопрос наказаний не так актуален для семей, где силён родительский авторитет. Но это ни в коем случае не боязнь отца или матери, речь идёт об уважении к словам, мнению, просьбам, требованиям взрослых. В таких семьях с уважением относятся и к личности ребёнка, сколько бы ни было ему лет. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Подготовили медицинские психологи отделения медико-социальной помощи Н.И.Аксенова и Г.В.СмирноваПоделиться Сохранить в закладках10 просмотров1 упоминаниеПоликлиника №7 Череповец7 авг в 15:58Редактировать

Можно ли физически наказывать детей? Как сделать так, чтобы ребенок слушался? Об этом читайте в статье, которую подготовили специалисты нашей поликлиники.